Традиционным материалом для строительства городских дорог и загородных автомагистралей, создания парковок и тротуаров, организации площадей и пешеходных зон является асфальтобетон – долговечное и простое в укладке покрытие с хорошей ремонтопригодностью, обеспечивающее надежное сцепление с подошвой обуви и протектором автомобильных колес.
Что такое асфальтобетонная смесь? Это комплексный состав на основе битума, заполнителей с мелкой и крупной фракцией
https://geotester.ru/catalog/materialy/zapolniteli, минерального порошка и других компонентов. От их соотношения, а также от наличия различных добавок зависят различные свойства асфальта, такие как его твердость, срок службы, износостойкость, устойчивость к влаге и образованию трещин и многие другие важные эксплуатационные характеристики.
Состав асфальтобетонаИз чего состоит стандартная асфальтобетонная смесь для нужд дорожного строительства? Ее основу составляют четыре базовых компонента, также в состав входят различные добавки:
• Крупные заполнители с высоким уровнем адгезии – жесткий гравий или твердая щебенка с кубовидной формой зерна и шершавой поверхностью, добываемые путем механического или взрывного дробления горных пород, с размером фракции 10-40 мм.
• Мелкие заполнители – каменная крошка, оставшаяся после дробления щебня или карьерный песок. Для уменьшения пористости слоя асфальта в смесь добавляется песок сразу нескольких фракций – это позволяет получать плотное однородное покрытие повышенной прочности, стойкое к механическому истиранию и воздействию сезонных перепадов температур.
• Минеральный порошок для придания нужного объема и вязкости битуму. Его количество строго регламентировано – избыток приводит к ухудшению прочности асфальтобетона.
Важнейшим компонентом асфальтобетона является вяжущее вещество в виде битума или битумной эмульсии, вязкость которого подбирается в зависимости от сферы применения смеси и условий ее укладки. Например, для дорожных работ в зимний сезон в 10-градусный мороз используется битум, содержащий разжижающие присадки.
РазновидностиСуществует несколько видов асфальтобетонных смесей, отличающихся размером фракций. Крупнозернистый асфальт применяется для укладки нижних слоев дорожного покрытия, включает в себя щебень и дробленый гравий фракции от 20 до 40 мм. Основой мелкозернистой смеси для обустройства верхней части асфальтового полотна являются камни размером от 5 до 15 мм. А песчаная асфальтобетонная смесь используется для укладки парковок и пешеходных тротуаров.
ПроизводствоПроцесс изготовления горячего асфальтобетона для дорожных и строительных работ осуществляется в заводских условиях и состоит из нескольких последовательных этапов:
• Компоненты просушиваются при температуре +150 градусов, просеиваются от мусора и пыли. Влага в наполнителях недопустима – это приводит к ухудшению прочности покрытия.
• Щебень, песок и битум тщательно смешиваются друг с другом до однородной массы, для чего используются механизированные смесители и другое специализированное оборудование.
• Асфальтобетон разогревается до температуры от +160 до +170 градусов тепла, после чего непрерывно поддерживается в таком состоянии непосредственно до момента укладки.
• Смесь хранится и перевозится в бункерах, способных сохранять ее исходные характеристики в течение как минимум четырех дней – в течение этого срока асфальт доставляется на объект.
Процесс производства холодного асфальтобетона имеет ряд отличий. Во-первых, не используется сильный нагрев. Во-вторых, его компонентами являются холодный битум, мытый гравий, высокопрочная щебенка и полимерные добавки, облегчающие укладку состава. Все работы по изготовлению горячих и холодных асфальтобетонных смесей проводятся под строгим многоступенчатым контролем качества, с проверкой продукции на соответствие стандартам.